Министры на «Чайке»

Автор Надежда Адылбаева дата: 18 января 2010 @ 15:49 в Звезды ретро | Нет комментариев

Звезды ретро

Самая шикарная советская легковая машина «большого» класса 1960—1980-х годов. Простой советский человек мог лишь мечтать и любоваться автомобилем, созданным на Горьковском автозаводе в 1959 году.
Автомобиль, который никогда не поступал в продажу и предназначался только для служебного пользования высшими чиновниками. На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипломатический корпус: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии.
Случаи, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок от первого секретаря ЦК КПСС «Чайку» получили: писатель Михаил Шолохов, балерина Галина Уланова, первый космонавт планеты Юрий Гагарин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова и кубинский революционер Фидель Кастро.
000012
Даже в конце 1980-х годов для советского человека «Чайка» была машиной невиданной роскоши. Это запечатлелось в творчестве рок-музыкантов перестроечного периода. Ж. Агузарова и группа «Браво» распевали:
Эти жёлтые ботинки
Шагают быстро по асфальту.
И ты опять идёшь пешком,
Я мимо пролетаю в «Чайке».

Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода. Над обликом автомобиля работал дизайнер Л. М. Еремеев, выполнив проект в модном тогда Аэростиле (Hi-Tech 50-х). Незадолго до этого в США были закуплены Packard Executive Patrician и Packard Caribbean, представители американского автомобиля мечты (dream car). НАМИ (научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), конструкторы ГАЗа и ЗИЛа взялись за исследование аналогов и критического анализа этих образцов. Видимо, исследование именно этих машин повлекло за собой большое сходство выпущенных позднее ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка» с «Паккардами».
IMG_0755_4
Исходный проект разрабатывался под двумя девизами — «Чайка» и «Стрела», в итоге был избран первый.
«Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Восьмицилиндровый V-образный двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с... Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего.
Заводские конструкторы применили совершенно новые агрегаты — автоматическую коробку передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошёл все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом «Чайки» стала X-образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску советские конструкторы не решились — ходовая часть имела обычную независимую пружинную подвеску спереди и продольные полуэллиптические рессоры сзади.
В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала весь салон. «Бардачок» рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пятидиапазонный приёмник с автоматической настройкой и дополнительным динамиком для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стёклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров.

Модификации

ГАЗ-13А — лимузин; ГАЗ-13Б — кабриолет (1961—1962 гг.); ГАЗ-13С — универсал для правительственных кортежей, подготовленный для установки медицинского оборудования. На заводе РАФ в Риге, в 1976—1981 гг., выпускали примерно по 5 машин в год. В процессе создания прототипа изготовили вариант с вылепленной высокой крышей, в металле такую версию не сделали. Существовали образцы с разной конструкцией боковых окон. В 1982 г. две машины переделали, в частности лишили боковых (кроме передних) окон, установили кондиционеры. Фургоны предназначали для эвакуации тела Хошимина из мавзолея в Ханое в секретное укрытие. Версия с кузовом ландо (выпустили четыре экземпляра, два отправили в Китай, два — в ГДР).

Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в «Интурист», дворцы бракосочетаний и ЗАГСы.
Автомобиль выпускался 22 года. Несмотря на то, что в 1977 году ГАЗ начал производство «Чайки» второго поколения ГАЗ-14, производство ГАЗ-13 продолжалось до 1981 года.
Выпущено 3179 экземпляров.

Алексей Сенькин.


Статья распечатана с Выборгский автограф – Газета для тех, кто стремится стать лучшим: /

URL статьи: /640

Копирайт © 2009 Выборгский автограф - Газета для тех, кто стремится стать лучшим. Все права зарезервированы.